5 особенностей IT-бизнеса и в чем его отличие от традиционных «офлайновых» компаний

Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

Мне очень импонирует высказывание: «IТ-компания – это такой же бизнес, как и в традиционном секторе, только со спецификой в IТ». В мире тысячи примеров, когда офлайновый бизнес приобретался новым собственником, который ставил свой менеджмент и далее успешно управлял компанией, увеличивая ее капитализацию. В итоге у многих «офлайновых» предпринимателей из стран бывшего СССР сложилось впечатление, что они могут быть успешными не только в офлайне, но и в IT-бизнесе.

Но очень незначительная часть крупных и средних бизнесменов на постсоветском пространстве действительно заработали свой капитал в абсолютно справедливой рыночной борьбе и конкурентной среде. А ведь именно такой средой и является интернет. Там активы не заберешь, за взятку ничего не сделаешь, а для потребителя нужно создавать бόльшую ценность за меньшие деньги.

Уметь делиться

Конкуренция в IT зачастую носит глобальный характер – вам нужно быть не просто лучшим в Украине, нужно быть лидером в регионе или даже в мире, чтобы построить значимый IТ-бизнес. У «офлайновых» бизнесменов крайне редко получались успешные истории в «онлайне». Исключения – случаи, когда они были «ангелами» (получив небольшой процент в стартапе) или инвесторами в фондах.

Главная ошибка «офлайновых» бизнесменов, делающих первые шаги в инвестициях в IT-сектор – они зачастую предлагают деньги в обмен на контрольный пакет в стартапе или очень значимый пакет за небольшие деньги. Данный тезис можно подтвердить на примере даже зрелого проекта с оборотом в сотни миллионов долларов – Anywayanyday. Инвестор, получивший контрольный пакет компании, вначале лишился СЕО (который создал проект – конкурент OneTwoTrip), а потом и остального менеджмента. Поскупился на мотивацию менеджмента, ущемил интересы других сооснователей. После этого компания начала резко терять долю рынка.

Победителю достается все

В большинстве традиционных индустрий компании могут быть №1, №5, №25 на рынке, при этом оставаясь прибыльными и показывая рост. Это верно не всегда, но все же в большинстве случаев. В «онлайновом» бизнесе, как правило, компании №1, №2 на рынке отнимают 80-90% прибыли всего сегмента. Не упоминая даже крупнейшие интернет-компании, которые у всех на слуху, в мире есть около 40 недавно созданных частных технологических бизнесов стоимостью в $1 млрд и более. 

Инертность бизнеса

Во многих традиционных индустриях, таких как металлургия, производство продуктов питания, строительство или ритейл, технологические циклы растянуты на десятилетия. В дополнение к этому, для входа в бизнес существуют значительные барьеры – десятки и сотни миллионов долларов. Слабоэффективный менеджмент, поставленный во главе лидирующих компаний из этих индустрий, может годами совершать значительные ошибки, при этом результат скажется на бизнесе через год-другой или позже. Бизнес может даже остаться прибыльным или потерять долю рынка, но не прийти к банкротству.

В «онлайне» технологические циклы – сверхкороткие, технологии могут измениться за пару лет, и за это время можно как потерять, так и построить крупный IT-бизнес. Рабочие недели «офлайнового» бизнеса эквивалентны часам в «онлайновом». Интернет работает 24/7 365 дней в году, в режиме онлайн происходят и все конкурентные бои. Так, крупный зрелый IТ-бизнес всего лишь за пару лет  может уступить долю рынка стартапу с минимальными деньгами.

Рабочие недели «офлайнового» бизнеса эквивалентны часам в «онлайновом» бизнесе. Интернет работает 24/7 365 дней в году, в режиме онлайн происходят и все конкурентные бои

Измерить можно все

Пять лет назад я плотно смотрел на инвестиции в секторе ритейла, сельского хозяйства, производства различных товаров в Украине. Тогда меня удивляло, что у акционеров и менеджмента не было достаточного количества оперативных данных по привлекательным и прибыльным бизнесам для принятия обоснованных управленческих решений. Здесь я также включаю компании, которые внедрили продвинутые ERP-системы или выстроили продвинутую оперативную и управленческую отчетность на базе 1С. Даже такие системы могли предоставлять данные по факту завершения периода – недели или месяца (редко – дня, и то по его окончании).

В онлайновом бизнесе измеряемо практически все, и я знаю ряд компаний, где на совет директоров приносят не 1-2-страничную повестку и презентацию с графиками, а десятки страниц, исписанных цифрами мелким шрифтом – тысячи операционных и финансовых показателей, отслеживаемых в режиме онлайн.
В качестве аргументов для вынесения управленческого решения принимается только одно – реальные и детальные показатели, а также математическое обоснование для принятия значимых управленческих решений.

С одной стороны, это облегчает управление онлайн-бизнесом, с другой – таким инструментом пользуются и все конкуренты.

Smart money просто деньгами, даже большими, не заменишь

Крупнейшие мировые технологические компании – Apple, Facebook, Google, как и сотни других, стоимостью в сотни миллионов или миллиарды, – были построены при вливании в стартапы не просто денег, а денег от венчурных инвесторов, и привлечении советников из индустрии в качестве членов совета директоров. Такие люди обладают незаменимой дополнительной экспертизой, без которой на порядок сложнее выстроить по-настоящему крупный IТ-бизнес, значительными связями в индустрии, выступают в качестве экспертов в своей области, менторов и советников основателей.

Участие таких советников можно мотивировать за счет доли в компании (в зависимости от стадии проекта это от 0,5% до 5%). Венчурные инвесторы зарабатывают на многократном росте доходности инвестиций. Привлечь таких экспертов за «зарплату» или на «консалтинг» в Кремниевой долине практически невозможно.